Когда банхар уходит. Навсегда Копировать
Статья – интервью подготовлена специально для Банхар.Инфо монгольским корреспондентом Jackie Max декабрь 2022 г., Улаанбаатар, Монголия
У монголов есть много традиций, связанных с собакой. Например, когда выпадают молочные зубы, дети заворачивают их в сало или мясо, и с наговором прося: “Возьми мои плохие зубы, а взамен дай мне зубы от своих хороших!”, подбрасывают монгольской собаке банхару. Это символизирует наличие у детей “сильных и крепких, острых и красивых зубов, как у банхара” в будущем.
Банхар, наряду с лошадью, сызвеку считается верным другом монголов, сопровождая их в любых деяниях, в том числе облавных охотах и в великих походах на дальные страны, на долгие годы. В отсутствие своих мужчин, монгольские женщины брали на себя обязанности добытчика и кормильца семьи, обычно оставляя детей на попечение банхара, который неустанно следил, чтобы ребенок не упал в открытый огонь тагана (тулга), не ушел далеко от дома, грел в своей шерсти, облизывал лицо и ссадины, поскольку язык банхара не считался противным. Часто банхар служил поводырем, когда ребёнок делал свои первые шаги, держась за собачий загривок.
Монгольские кочевые скотоводы с родственниками или друзьями живут как бы одной семьей, образуя маленькое поселение, которое называется “хот айл” (“семейный городок”) и члены семей по очереди пасут овец, объединяя свои стада, как единое. Устно договорившись о поочередной работе, семья, у которой много овец, будет пасти стадо два дня подряд, а семья, у которой мало овец, будет пасти стадо один день.
День очередной пастьбы овец называют “днём милости”. Человеку, пришедшему с очередной пастьбы овец, дают особую еду и питье, называемое “овечьей долей”.
Но для банхара каждый день – очередной, он не расслабляется на своей работе ни на минуту.
Монголы рады, если “собака перевертывается на земле – к барышам”, если “собака давится пищей – к богатству”, если “чужая собака прибилась к семье – к успеху”, считая хорошим предзнаменованием, добрым знаком.
А собаку, убежавшую из дома, возвращать было не принято – плохая примета.
Поскольку монголы верят, что погребальные обряды ведут к бессмертию после смерти, сложные погребальные ритуалы совершаются в особых местах, а захоронение собак – погребальный ритуал без шума и лишней суеты.
Представления монгольского народа о душе является важнейшей частью погребальных церемоний и верований. Считается, что каждое живое существо имеет не только физического тело, но и разум, душу и личные качества, а после смерти обретает духовное тело.
Монголы верят в загробную жизнь и рассматривают смерть как переход души из одного тела в другое на пути к небесам. Вот почему они хотят, чтобы мертвая собака переродилась, стала человеком и жила хорошей жизнью.
Хотя смерть и грустная вещь, монголы предпочитают не плакать. Потому что считается, что дух уходящего останется и утонет в море слез.
Потеря собаки, безусловно, нелегкое испытание для владельца. Если происходят какие-либо изменения в поведении собаки, например:
– потеря аппетита
– слабость, упадок сил
– лежание на одном месте, мало передвижений
– перемещение с места на место вокруг юрты -г эр
– потеря контроля над мочевым пузырем и кишечником
владелец понимает это, как сигнал.
Монголы, как правило, остаются до последнего рядом со своими уходящими собаками и заботятся о них, полагая, что даже если собака не отвечает взаимностью на любовь своего владельца, она чувствует утешение и успокоение. В частности детям, не понимающим ситуацию, объясняют положение и предупреждают, что собака стареет и что надо постараться ее не тревожить.
В том, что собаки могут чувствовать смерть, нет ничего нового. Инстинкт собаки в том, что она полностью распознает себя. Немаловажно и то, что когда банхар умирает, он уходит из дома и прячется от людских глаз. Вдали от всех он успокаиваетя и делает то единственное, с чем не сможет справиться. Было замечено, что собаки испытывают прилив энергии за несколько дней до смерти.
Банхар уходит из дома, когда приходит его время умирать. Тем не менее, монголы никогда не оставляют своих собак даже после смерти, а совершают специальный обряд.
Они находят место, где лежит банхар, и очерчивают вокруг умершего хорошую, то есть не истоптанную священную землю, перемещают оттуда тело, относят на то место, где считают наилучшим для вечного сна банхара. Укладывая голову собаки в сторону запада на возвышении, опускают на землю в теплом уютном месте, отрезают хвост и ставят под голову, в пасть вкладывают топленое масло и пожелав: “В следующей жизни, после реинкарнации, родись человеком!”, благословляют и хоронят.
(Солнце восходит на востоке, а садится на западе или на севере, поэтому как закат солнца – закат жизни собаки заканчивается на западе. Людей хоронят головой на север.)
Древние монголы многое знали о происхождении, генах, физиологии тела и поведении своих банхаров, что видно из их традиций и обычаев, дошедших до нас.
Если есть душа, считается, что у животных тоже есть душа и чувства.
Монголы верят, что лучше оставить собаку на поверхности, чем зарывать в землю, она позже поскорее поиобрете свою новую душу, поэтому существует традиция оставлять ее на открытом воздухе, не закапывая в землю, и на природе.
Попрощаться со своим верным спутником жизни и навсегда похоронить его — один из самых почетных дел для кочевых монголов. Обычай монголов хоронить своих собак передавался из поколения в поколение.
Монголы – это народ, который не хоронит собак, как людей, воздвигая памятники и, как иностранцы, не кремируют и не мумифицируют, но у которого древняя традиция не предавать земле прах собаки, а оставлять под открытым небом на семи ветрах.
Ритуал захоронения животных открыто был всеобщей традицией, но следуя современным веяниям, некоторые молодые люди начали менять старый ритуал на закапывание в могилу, что стало являться нормой в обществе.
Банхар – уникальная порода. В бескрайних монгольских степях, под чистым голубым небом, по медленному течению времени, в родной Монголии проходит настоящая жизнь банхара, где нет никакого ограничения его свободы. Встретившись однажды с банхаром, человек не в силах оторвать взгляд от его устрашающего вида. Но как только поближе узнаешь банхара, то поймешь, что лучше этого величественного симпатяги никого нет.
Таких традиций и обычаев, связанных с собакой, нет ни в одной другой стране мира. Любовь монголов к большим банхарам – это большая любовь к другу, члену семьи, соратнику, помощнику и защитнику.
Статья подготовлена монгольским корреспондентом Jackcie Max специально для Банхар.Инфо