Личное мнение. Ц. Одбаяр Копировать
Статья – интервью подготовлена специально для Банхар.Инфо монгольским корреспондентом Jackie Max декабрь 2022 г., Улаанбаатар, Монголия
“Собака – лучший друг человека”. С этим не будет никто спорить. Многие желают завести какого-нибудь пушистого питомца. В последнее время, возрос интерес к не очень известной в мире породе монгольской овчарки – банхар. Поскольку порода аборигенная, сведений о ней не густо, даже на просторах всемирной сети. На своей родине банхар является обычной национальной пастушьей собакой, поэтому на протяжении многих тысяч лет монголы не особо заботились об известности и популярности своей аборигена. Внимание к этой породе за последние десятилетия не уменьшается, а нарастает больше. Этому также способствовало популяризация породы бурят-монгольской “хотошо” и тибетского мастифа, которых часто путают с монгольским банхаром. К вниманию всех, желающих завести чистокровного “монгола” и тех, кому интересен банхар – замечательная овчарка, лучший друг монгольских скотоводов-кочевников, специальное интервью с Ц.Одбаяром – сооснователем Монгольской кинологической ассоциации аборигенных собак, соорганизатором выставки собак “Монгол нохой” (“Монгольская собака”). Ц.Одбаяр – зоолог, выпускник МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет биологии, кафедра зоологии позвоночных (1982-1987 гг.)
- Начнём разговор сразу с истории происхождения банхара. Из версий, какая самая верная, по вашему мнению? Например, что монгольская овчарка – древняя порода собак, её прямым предком является тибетский мастиф? Или её завезли из-за морей-океанов? Или монгольская овчарка – самостоятельный потомок степного волка?
Из-за каких-таких морей-океанов, не уточните? К сожалению, существует много ложной информации, зачастую “народные знания” о банхарах ошибочны. Сразу скажу, не верю ничему, что не доказано наукой, не расследованно и не изучено, не задокументировано научными экспедициями и исследованиями, потому не говорю о вещах, о которых не имею понятия.
- Да, конечно. Банхар – один из древних аборигенных собак, возраст которой насчитывает тысячелетия, которая была охранной и пастушьей, помогавшая кочевникам-монголам, начиная с первых упоминаний, как порода окружена мифами и легендами. История происхождения?
Не буду повторять то, что в интернете, и обременять россказнями. Выскажу своё мнение. Только личный взгляд. Собственное предположение. Итак. Жили-были собаки, жили-не тужили на свете. И однажды, больше полутора тысяч лет назад, как считают ученые, некоторые люди переселились в горы. Люди издавна много ходили между своим местом и горами, туда-сюда, по всяким своим делам, и однажды решили переселиться на возвышенные горные территории, где средняя высота 4000 м над уровнем моря. Сели на свои яки-быки, загрузили свой нехитрый скарб, взяли с собой собак и через горные перевалы уехали из Центральной Азии. В последствии те собаки, которые пошли с ними, наверно, в условиях климата севера Тибета и востока Тибетского плато, постепенно изменялись и приобретали нынешний вид. Из горных мест люди так же спускались вниз, ходили на равнинную низменность, при этом тоже брали собак за компанию. В бщем, можно сказать, что эти передвижения вверх-вниз и вниз-вверх служили основой для развития торговли и паломничества. С древних времен монахи и отшельники отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций, для духовных подвигов и достижений верха просвещения. В пещерах, на вершинах гор волю и разум отшельники концентрировали в поисках истины. И собака всегда была рядом. А те собаки, оставшиеся на родине, представляющей собой плато – возвышенную равнинную степь, приподнятую на высоту 1500 м над уровнем моря, должно быть и есть сегодняшние банхары, сохранившие первозданный вид. Монголия – страна с резко-континентальным климатом с морозной малоснежной зимой. Столица – город Улан-Батор выделяется среди столиц мира самой низкой среднегодовой температурой. Другими словами, “самая холодная столица мира”. Такие условия, почти не изменившиеся на протяжении тысяч лет, понятно, напрямую повлияли на породу аборигенной овчарки – банхар. Предполагаю, что банхар и мастиф эволюцинировали и развивались в дальнейшем прямо параллельно, как две ветви одной породы, так же, как народности бурят-монгол, калмык-монгол, тувинец-монгол, и произошли от одного единого предка, и возможно, из одной породы разделились на две ветви и продолжали развиваться равномерно, эволюционируя постепенно, более или менее, развиваясь путем обновления крови. По мере распространения буддизма, со временем еще больше увеличилось движение монахов, паломников, купцов. За прошествием времени, наверное за те же 1500 лет, эти породы жили далеко и отдельно друг от друга, иногда пересекаясь, и как порода, развиваясь, обновляясь и совершенствуясь самостоятельно. Потому и стали другими, то есть не одна порода. В любом случае, эти собаки и есть братья-сёстры, они – родственники. Вы же не будете говорить, что по национальной принадлежности халха-монгол – это бурят?
- То есть, до того времени на Тибете не было мастифа?
Откуда мне знать, были ли они там или не были? В любом случае, если не в том виде, в каком они есть сейчас, то все равно там были какие-то собаки. Только тогда может произойти смешение крови и будет заложена основа для возникновения двух отдельных пород. Это просто всего лишь мое мнение. Тем более, я не антрополог, не историк, не археолог. Лишь высказываю свои мысли – предположения, подчёркиваю, предположения, лично мои, основанные на прочитанном, изученном и увиденном мною.
- В Улан-баторе стоит памятник двум банхарам. Насколько они соответствуют оригиналу?
Никак.
- То есть как?
А так. Это тибетский мастиф. Тибетцы, если знают, наверняка были счастливы.
- Надо же. А что, не нашлось никого, кто бы мог подсказать, посоветовать, поправить?
Если поинтересовались бы, нашлось бы.
- Получается, нельзя ссылаться и приводить в пример это, как настоящий банхар?
Нельзя. Правда – она и есть правда.
- В дневниках Марко Поло, написанных за 26 лет путешествий и впоследствии ставших основанием для написания замечательных записей, которые известны как “Книга о разнообразии мира” (1298г. от Р.Х.), описано количество собак, участвующих на охоте великого хана. Правдоподобна ли такая цифра?
Цитирую: “… ГЛАВА ХСIII :
Здесь говорится о двух братьях, что за охотничьими собаками смотрят. Есть у великого хана два князя, родные братья, один зовется Баян, а другой Мянган. Называют их cunici (куничи), что значит, смотрители собак меделянок; у каждого под началом десять тысяч человек; одни десять тысяч человек одеты одинаково в красный цвет, а другие – в голубой, и завсегда одеваются так, когда идут на охоту с великим ханом. У каждого из двух тысяч, из этих десяти тысяч, под присмотром по одной, по две или по более собак мордашек; всех их, значит, много. Когда великий хан едет на охоту, по одну его сторону едет один брат со своими десятью тысячами ловчих и со своими пятью тысячами собак, а по другую – другой со своими десятью тысячами и со своими собаками. Идут вплотную, один за другим, растянутся на целый день пути и всякого зверя излавливают. Любо посмотреть и на охоту, и на собак, и на охотников, заглядишься, скажу вам, на великого хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине, а собаки, смотришь, гонят с той и с другой стороны медведей, оленей и всяких зверей!…”
Как исторический документ, те записи не могут служить твердой основой для изучения положения дел того времени. Если Марко Поло (Marco Polo) утверждает в записях, что глаголет истину и только истину, то в них стоит верить каждому по-своему, в силу своего понимания и образования. По моей логике такие большие цифры невообразимы и немыслимы. И сомневаясь в этих записях, полагаю, что это скорее похоже на литературно-художественное произведение. Даже если такие облавы и были на самом деле, то только в виде исключения, и то не часто. Теоретически, представьте: если проводились охоты в таком многочисленном масштабе и с таким количеством людей и собак, после них ведь не останется ни одной какой-либо дичи?
- Говорят, “из-за того, что монгольская армия брала банхаров стаями, на землях тангутов осталось много таких собак”. В истории завоеваний, “Чингисхаан шесть раз громил Сию тангутов, при этом его армия использовала 30000 собак”. И по этому факту можно сказать, что собаки у кочевников имели значительное влияние на государственные дела. Может быть, повторные упоминания цифры 30000, и не раз и не два, не случайно и это не выдуманное число?
Чего не знаю, того не знаю. Не сочинять же.
- Вы из тех скептиков, кто не верит Марко Поло?
Я склонен верить тому, что “Марко Поло сам лично не пребывал в Монголии, а те записи, предположительно, он переписал со слов других”. Или он может, просто использовал те известные ему описания дальных путешествий персидских купцов, например.
- Суть сомнения в совершённом путешествии реальна?
Марко Поло утверждает, что “помогал монголам при осаде сунской базы в Санъяне”. Однако осада закончилась давно уже в 1273 году, то есть за два года до его прибытия в Китай. Очень много неточностей в названии отдельных городов и провинций, их взаимного местоположения, в описании объектов в этих городах. Очевидец не посмел бы позволить себе допущение таких “грехов”?
- Получается, памятник Марко Поло в Улан-баторе установили на совсем пустом слове?
Зачем так грубо? Уже за одни упоминания и подробные описания положения дел, пусть даже с чужих слов, в те стародавние средневековые времена для “просвещения” европейцев, уже можно его поблагодарить. А вот как раз Джованни дель Плано Карпини (Giovanni da Pian del Carpine), 63-летний францисканский монах из Лиона, вместе со свитой и с, присоединившимся по пути, послушником Бенедиктом Поляком (Benedictus Polonus) из вроцлавского францисканского монастыря, реально был и жил в Монголии в 1245—1247 гг. Папа Римский Иннокентий IV отправил его к великому монгольскому хану как посольство с письмом, содержавшим предложение принять католическую веру и заключить союз против неверных, под которыми подразумевались мусульмане. А может быть, и все некатолики. И это, несомненно, стало первым в ряду великих странствий европейцев в Азию. Были и другие путешественники, например, Гильом де Рубрук (William de Rubruck) – фламандский монах – францисканец, Бускарелло де Гизольфи (Buscarellus de Gisulfo) – генуэзский купец и дипломат, Андре де Лонжюмо (André de Longjumeau) – французский доминиканский монах, миссионер и дипломат, Рикольдо да Монтекроче (Ricoldo da Montecroce) – доминиканский миссионер, путешественник, писатель. В старых письмах встречаются и другие имена европейцев, но достоверных документов о них не видел, потому ничего не имею сказать.
- В разной литературе воспевают природную силу и мощь банхаров — как физическую, так и ментальную. Даже лай банхара считают уникальным и ценным признаком породы, может быть, благодаря диким предкам – волкам?
Хотя собак и считают древними животными, вошедшими в культуру человечества, прямой предок точно не установлен. Но принято считать, что волк, и случилось это в незапятные времена. Волки широко распространены по Монголии. О банхарах есть упоминание в старинной книге “Монгольские драгоценные четки”, что ”монгольская собака умна, находясь дома, охраняет двор, стремительна, охотясь на природе, ловит диких животных. По описанию “монгольский банхар – свирепая собака крупных размеров, с четырмя сильными ногами, с широкой напористой грудью, обладает хорошей закалкой, выдержкой, силой воли”.
- Тогда возраст?
Возраст породы достоверно не установлен. Учёные, на основе исследований археологических раскопок на нынешней территории Монголии, петроглифов с изображением собак, костных останках собаки, основная структура строения черепа которой совпадает по многим позициям со строением черепа банхара, возраст банхара насчитывают, где-то с среднего каменного века, 15-20 тысяч лет. Тоже предположительно.
- Перейдём к банхарам в России. Слышала, что мода на дреды, колтуны и…
Разве? Вид собаки, со свисающей клочьями, неопрятной, грязной шерстью, не напоминает бомжа? Красиво? Нынче бомжовый стиль в почёте? Смешно.
- Для собак устраивают тестовые бои…
А, ну да, устраивают всякое такое.
- И на регулярной основе?
Без понятия. Не интересуюсь, не люблю и не поддерживаю, потому не смотрю, не участвую и не обращаю внимания.
- Такие бои устраиваются в определенных кругах подпольно?
Естественно. Не всем охота смотреть на такие “зрелища”.
- То есть, в разговоре с вами развивать эту тему нет смысла?
Правильно поняли.
- Я просмотрела много фоток банхаров разных окрасов и мастей. Утверждают, что у “монголов” традиционных 3 окраса: чисто черный, черный с подпалым, рыжий. Правда ли это? Существует ли “закон”, что банхар должен быть только такой и только такой расцветки?
Нет. Окрасов и расцветок много, могут варьироваться.
- То есть, другими словами, может быть любой окрас и расцветка?
Не любой. Банхары могут удивлять своей расцветкой, тем самым завоевывая сердца поклонников. Тигровый, пятнистый, пёстрый, коричневый, красный окрас и расцветки не присущи банхару.
- Меняется ли у банхара цвет шерсти со временем?
Нет.
- Случается, что неожиданно происходит смена пигмента у собак…
Чтобы исключить такую потерю стандарта породы, многие собаководы приобретают взрослых собак. Рисунок шерстного покрова является наследуемым признаком, передается от родителей питомца в разных формах проявления. Отсутствие пигмента делает собаку белой.
- Банхар бывает белым?
Бывает.
- Особенность банхара – “очки” на глазах, осветленные участки шерсти, какого цвета у белых?
У белого банхара не видны белые “очки”. Скажем, белый банхар без “очков”.
- У банхара пух?
Да. Пуховый волос плотный, светлый. Шерсть гладкая, блестящая. Покровный волос тонкий, жесткий, упругий, прямой, не прилегает к телу. Из пуха, то есть кашемира, стало модно что-то вязать. Некоторые “изобретатели” смешивают пух собаки с пухом коз и продают.
- Банхар не пахнет псиной. Это правда?
Неправда. У любого живого существа есть запах. Особенность шерстки банхара – малое присутствие специфического собачьего запаха. Пишут, что это не дает возможность унюхать волку пса. Заблуждение. У волка более чем достаточный нюх. Если бы это было правдой, то тогда это было бы действительно самое уникальное свойство в мире – полное отсутствие запаха. А так, представители породы всегда пахнут местом, где они находятся.
- В Монголии проводятся собачьи выставки.
Ежегодно.
- Допускаются только те, которых считают банхарами?
Да.
- Перед регистрацией осуществляется отбор?
Конечно.
- Все участники красивые?
Нет. На мой взгляд тех, кто мне очень нравятся всегда мало.
- Если количества, участвующих собак, будет недостаточно, будут ли допущены другие собаки?
Нет. Количества банхаров достаточно.
- Увеличение размеров призов из года в год увеличивает количество собак- участников?
Да.
- Поначалу в качестве призов награждали породистыми щенками. Это традиция ещё продолжается?
Нет. Сейчас – подарки от спонсоров.
- Почему перестали награждать щенками?
Вначале пути мы организовывали выставки за счет собственных средств. Потому и награждали щенками от собственных собак.
- Монгольский банхар все еще редкость?
Нет. Сейчас у нас банхаров много. Лет 20 назад стали действительно редкостью. Могу сказать, что лет 16-17 назад, когда банхаров почти не стало, я первым занялся выращиванием и разведением банхара, чем повысил количество голов.
- Раньше банхаров нельзя было купить, торг считали неуместным, только дарили или обменивали. У монголов целый ритуал передачи щенка.
Традиции сохраняются в той или иной мере. И дарят, и обменивают. Например, щенка обменивают на крупный рогатый скот. Но с веянием времени уже давно и продают.
- Известно, что вы первым купили банхара по высокой цене.
Когда банхар не был в цене, я отдал 350 000₮. Люди возмущались: “Что сделал, зачем купил, чего завысил от 50 000?” Некоторые даже “идиотом” обзывали. Вначале просто раздавал щенков. Очень много. Постепенно желающих стало больше, сами просили продавать. Сначала за $100-200, потом за $500-1000 и так далее.
- Надо ли прививать?
Городские банхары должны быть вакцинированы в первую очередь. Был один случай в моей жизни. Я договорился с хозяином о покупке роскошного банхара из глубинки аймака Оворхангай и как раз собирался в дорогу. А в то время какие-то люди из города с собаками ехали куда-то проездом и останавливались там на ночь. После их отьезда собаки в этом месте все вдруг заболели и погибли.
- Чем заболели? Почему?
Чумка. Деревенские собаки, оказалось, все были не привиты. Априори, все собаки, даже в глубинках, должны проходить вакцинацию. Это ответственность любого, у кого живет собака. Если бы в той местности все отнеслись бы к вакцинированию добросовестно, то и не было бы такого плачевного результата.
- А как же собака, которую вы собирались завести?
Нету. Умерла.
- Жалко… Банхара называют очень преданным?
Приведу пример. 1993 году наши путешественники из кругосветки оставили в Анадыре на Чукотке своего банхара, которого взяли с собой в путешествие, из-за непредвиденных обстоятельств. Ровно через год вернулись обратно за ним. Когда добрались до места, у дома их встретило пушистое существо, похожее на медведя. Банхар потолстел и оправился, питаясь вкусной рыбой. Батзориг рассказывал что, когда банхар увидел его, сразу бросился к нему и начал скулить и причитать, а его грустные глаза, полные слез, как бы просили: “Не бросай меня больше”. Еще пример. Отдал я 3-х месячного щенка-банхаренка одному человеку, а где-то через 3-4 года пошел проведать. Совсем уже большой банхар кинулся к нам, подбежал к моей жене, которая всегда кормила и баловала его, прильнул к ней всем телом, не отходил никак и не давал потом нам уйти.
- Как мило?
Да. Нет такого животного лучше, чем собака. Это очень умные животные.
- Говорят, в России у одной женщины, кажется Галина её зовут, есть самые лучшие монгольские банхары?
Думаю я догадываюсь о ком речь. Эта женщина скрещивала банхара и тайгу, сделав их невероятно высокими в холке, выше даже 80 см.
- Да? Судя по информации и форумам, в России собаки этого заводчика служат эталоном стандарта банхара, поскольку она лучше всех знает “монголов”. Кто она ? Откуда у нее связь с монгольским банхаром?
Когда никто не интересовался монгольскими собаками, эта женщина, жившая в Улан-Удэ, установила связь с монголами, и в середине 90-х годов такие люди, как Эрдэнэбат, Баажаа, Бандиа и Шинээ, начали везти ей из наших краев много хороших собак, которых они выбирали как лучших. Она, рекламируя всех собак, собранных из Монголии, как истинных “монголов” продала их далее более чем достаточно. Если она делает на этом деньги, почему ей не говорить, что ее собаки самые лучшие, верно?
- А она кинолог? Сколько лет ей?
Нет. Не знаю точно, кто она по профессии. То ли экономист, но не кинолог точно. Сейчас ей должно быть за 70.
- Она жила в Монголии?
Нет. Она не жила в Монголии. Только приезжала всего несколько раз.
- Она известна в России как эксперт по монгольским собакам… Занималась научной деятельностью…
Под каким названием темы защитила диссертацию? Хотелось бы увидеть и ознакомиться. Конечно, если человек разводит собак, должно быть прочитала и изучила многое. Но, если честно, на самом деле именно она сделала монгольскую собаку уродливой, по моему мнению. Разве можно продукт скрещивания банхара и тайги называть чистокровным банхаром?
- То есть, получается она вывела новую породу?
Почти что так. Метиса с незакрепленными качествами правильнее сказать. Слышал, что ее питомники закрыли несколько лет назад.
- Марика и Николай, выведшие “хотошо”, зарегистрировали еще и такую породу. Что скажете об этом?
Кажется, Терегулова и Батов их фамилии. В середине 90-х годов это началось
- Их выведенное “хотошо” есть банхар?
Нет. То, что я слышал. Сами они это тщательно скрывают, но в середине 90-х монгольских собак в Бурятии не было вообще. А когда нету, значит, стали они собирать собак монгольской масти…
- Из Монголии?
Нет, по всей Бурятии. И говорили, что они скрещивали с ротвейлером и другими породами. Я так слышал. Посмотрите на рот, нос, брыли “хотошо”, он больше похож на ротвейлера, чем на банхара. Как “хотошо” высовывает язык, как висит язык? Он не напоминает банхара. Вот так в 90-х и вывели “хотошо”. Они ж не признаются, что смешали кровь одной с кровью такой-то. Продавая “свою породу”, выдавая за “чистую”, они ни за что не признаются. Сейчас туда отвезено много “монголов”. За последние 15-16 лет, отсюда вывезли действительно хороших собак. В общем, называя “хотошо” монгольскими и продолжая вливать “монгольскую кровь”, буряты уже близки к тому, что “хотошо” станет совсем уже скоро почти что “монголом”. Почти что. Но не настоящим банхаром.
- Кто покупал у вас собак? Из России?
Разве всех их теперь упомнишь? Позабыл уже и имена, и фамилии. Часто были оригинальные случаи. Например, приезжал один калмык в Монголию. Встретились, разговорились. Говорит: “Мы возрождаем породу калмыцкой собаки”. Спрашиваю: “Как возрождаете?” Он и говорит: “Отвезем “монголов” из Монголии, будем разводить и выращивать там”. Тогда я и возмутился: “Какая же эта калмыцкая собака? Брать монгольских собак, использовать наш многолетний труд, называя их своими, с вашей стороны – нечестно! Так – неправильно!” Так он замолчал, и после той встречи какое-то время не выходил на связь. Обиделся, что ли. Но через некоторое время возобновил общение, приезжал после.
По “тувинской овчарке” было в середине 90-х также много людей ездило по Туве, собирало собак, объявляло о возрождении породы: черной собаки с белым торсом. Позже отвезли много щенков из Монголии и назвали “тувинскими”.
Поэтому калмыкские, тувинские и бурятские собаки, которых в России называют “монгольскими”, с 2010 года были заново возрождены от аборигенных монгольских собак, в результате чего сохранили некоторые черты и признаки, такие как, например, окрас и формы.
Русские выходили на связь, говорили, что возрождают тувинских собак, приезжали из Москвы в 2013-м и взяли 2-х черных щенков. Была ещё одна женщина, Юлия. После прилета обратно в Москву они накормили щенков сразу сухим кормом вдоволь, у тех случилась закупорка от неожиданности и несвойственного им корма, пришлось срочно оперировать и они здорово испугались, потом всё наладилось. Узнал я позже, когда они позвонили.
- Интересно что вы знаете про то, что в дацане Иволгина найдены останки костей собак, и говорят, что “хотошо” от тех, выведенных в Иволгинском дацане?
Нет. Они брали собак у меня, потому что их не было у них. Собаки появились с середины 2000-х годов. До этого не было. Возможно, были ранее в прошлом, не знаю. Неправда, что существующие собаки произошли от дацана Иволгина. Выдумки. Поскольку люди не знают истину, они сочиняют легенды. Позволю себе сказать: происхождением собак там они обязаны моим банхарам.
- Различить сразу “хотошо” и “банхара” можно?
Не знающий породы – скорее не сможет. Тот, кто держал, разводил банхара, может конечно.
- У “хотошо” и банхара характеры разные?
Не знаю. Если учесть, что в “хотошо” течет кровь ротвейлера, то разные. Сам я не разводил “хотошо”. Я видел вживую всего лишь 20-30 “хотошо”.
- Где? Здесь?
Нет. В России. В Монголии нет «хотошо».
- Как определить настоящего банхара? По каким параметрам или стандартам можно сказать, что это чистокровная монгольская овчарка?
Да по многим и разным показателям. Мы тогда, когда собирали материалы и готовили документацию для вступления в FCI, много чего делали. Но впоследствии я понял, что в ходе работы были допущены некоторые ошибки.
- Например?
Проводили мы одни измерения зимой, другие весной, потом летом и осенью. Это было неправильно. Надо было эти измерения провести сразу в одном сезоне, для всех собак включительно. На одной собаке проводить измерения, скажем, в три подхода или в пять, с промежутком времени в 30 минут, или в час, например. Ведь понятно же, результаты измерений в разное время года будет разным. Поставить в разные стойки и измерить в положении характерной стойки, а также особое положение задних конечностей, что необходимо для правильной оценки гармоничности собаки и ее отдельных статей, или в свободной, ручной или контактной стойках. А мы измеряли всех подряд и сразу, не замечая отклонений от правильных действий. Да и собак было тогда много. Несколько сотен. Естественно, в таком количестве собак, были допущены некоторые ошибки, в том числе и случайные отклонения фактического состояния собак от целевого состояния, хотя и не преднамеренные, в итоге чего получили разницу между ожидаемыми или измеренными и реальными параметрами.
- Но в конце всего того всё же установили, что порода собаки монгольский “банхар” имеет место быть?
Определимся сначала с понятием “порода”. “Порода – это большая группа животных, обладающих одинаковым, устойчиво передающимся из поколения в поколение типом конституции, экстерьера и имеющих общие корни происхождения”. Собаки, принадлежащие одной породе, должны иметь много общих характеристик, свойств и качеств. Для этого и создаются стандарты пород для собак.
- Значит, порода банхар существует?
Порода естественно, есть. Есть в нашей стране также и единый стандарт породы – банхар. Утвердили, кажется, в ноябре 2021 года. Стандарт породы – это основной документ, используемый экспертами и заводчиками для оценки численности представителей породы, описывающий идеально сложенную, здоровую собаку той породы, представляет собой детальное описание внешнего вида собаки, включает в себя сведения о происхождении породы, признаваемых типах, внешнем виде, назначении, темпераменте, шерсти, окрасе, строении головы, шеи, туловища, конечностей, хвоста, описание типа движений, половые различия.
- Вы были у “истоков” этого документа с самого начала. Вы удовлетворены результатом своего труда?
Нет. Я хотя и начал это дело, но в процессе мне пришлось оставить предпринятое.
- Причины? Разногласия во взглядах?
Скажем, да. Но не в этом суть.
- Я прекрасно осведомлена, какой вклад вы внесли в дело подготовки к регистрации породы банхар в FCI. Также, хоть и чуточку, знаю ситуацию в Монголии, где ведь много противников FCI. Как вы думаете, банхар будет полноправным членом FCI?
Даже человеку далекому от всей этой суеты понятно, что монгольский банхар и без официального статуса в FCI – он и в Африке банхар.
- Надеюсь, что в скором времени в полку “признанных” пород собак будет пополнение!
Вашими устами.
- В последнее время монгольского банхара пытаются превратить в гиганта.
По мере увеличения размеров собака становится менее подвижной. Другими словами, теряет работоспособность. Слишком большой собаке трудно выполнять свои основные функции. Банхар – это собака-пастух.
- У банхара принято купирование?
Нет.
- В каком уходе нуждается банхар в квартире?
Банхар не требует какого-нибудь особого ухода. Даже не нужно быть рядом с ним 24 часа в сутки.
- Где, какое место в нашей стране славиться самыми красивыми банхарами?
В степях, в разных местах много красивых собак. Возле каждой юрты красуются, с закинутыми на спину хвостами-бунчуками, величественные четырехглазые банхары. Дело было несколько лет назад. Семья, потерявшая монгольского питомца, завела великана – русскую собаку. Тут начали волки нападать на домашний скот. Рассказывали, что однажды, когда хозяин открыл дверь, чтобы выйти из юрты на шум, собака юркнула, наперерез ему, в юрту и забралась под кровать. Отсюда видно, насколько хорош монгольский банхар в качестве защитника.
- Как долго кормит щенка мать?
Как и любые другие собаки. Нет ничего такого и такого. Если у мамы молока много, около 3 недель. Если молока мало, с 16-17 дней можно дать дополнительное питание. В общем, через месяц щенок уже хорошо ест доппищу.
- Что является основным кормом банхара? Готовая пища или сырая?
Без разницы. Едят то, на чем выросли. Монгольские банхары скотоводов едят и то, что дают хозяева, и то, что они поймали сами: сурков, тарбаганов и т.д. В настоящее время, в городских условиях щенков стало обычным делом кормить, расфасованным в пакетах, кормом для собак.
- Как пишут на российских форумах, советуют давать гречку.
Монголы никогда не кормили гречкой. Но в России, конечно, по-другому. У нас дают похлебку из требухи (рубец), кашу из муки – бантан, лапшу, например. Когда немного подрастут, кормят сначала немного недоваренным, а потом постепенно приучают к сырому мясу. Затем дают субпродукты животных в сыром виде.
- Некоторые говорят, что дают то, чем сами питаются?
Кормление собак тем, что сами едят, не предмет гордости. Только не профессионалы в собаководстве могут такое. Пес привыкнет, что будет наотрез отказываться от грубоватых кусков, поскольку не приучен сразу. В конце, собака не будет есть ничего, кроме самой дорогой вырезки. На самом деле хищник нуждается в разных сортах мяса, у них немного разный химический и аминокислотный состав.
- Субпродукты так важны?
В субпродуктах (рубец, жилы, хрящи, сухожилия, болонь, кишки и другие) содержится много животных белков, ценных кальция, магния, калия и т.д. Ещё полезное свойство более плотной мясной пищи: относительно медленная перевариваемость в желудке собаки. Особенно это важно для городских, мало двигающихся, животных.
- И если дать гречку, банхар будет есть?
Съест, конечно. Собака съест всё, что угодно. И хлеб съест, и печеньки. Если очень голодна. Если приучите с самого начала, будет есть и это. Вспомнил смешной случай. Приехал из Японии человек забрать, купленных им, 2-х щенков. Когда пришел за собаками, он принес много колбасы и ветчины. Два щенка посмотрели на всё это, проигнорировали и посмотрели на него, будто спрашивая: “Чё ты притащил то-эдакое?”. Японец удивился, засомневался и уперся: “Это не монгольские собаки. Когда я ездил в худон (в провинцию), монгольские собаки ели колбасу и сосиски, которые я им давал! А эти не едят”. Дескать, я ему впихиваю “не то”. Щенята, в жизни не видевшие ни разу и не пробовавшие на вкус ветчину и колбасу, стали бы есть 4-5 кг ветчины и колбасы, которые он взгромоздил перед ними так внезапно? Щенки смотрели, как бы говоря: “Эй, чё это там такое?” Щенки же ошарашены, увидев что-то такое странное, от которого разит луком и чесноком, верно? Ведь не будут же они есть то, чего в жизни никогда не видели, как собаки, которые уже ели всякое и знают, что такое колбаса? К тому же, перед этим я накормил щенков, чтобы передать хозяину. Не смешно ли после этого говорить, что “собака – не монгол”? После моих разъяснений он как-то понял и забрал щенков.
- Он адекватно относится к детям?
Да. Любит играть с детьми. Но как няня не подойдет. Если держите рядом с детьми, нужна хорошая дрессировка. Будьте внимательны, чтобы случайно банхар не повредил ребенка. Это большая собака.
- Что, если держать вместе с собаками другой породы?
Зависит от позиций других собак. Банхар силен и свободолюбив. Не любит “опускаться”. К старшим относится уважительно. Не бросается на людей и животных, только в случае необходимости проявляет свою силу.
- У вас было много собак?
Много.
- Держали постоянно?
Не считая студенческие годы, когда уезжал за границу, у меня всегда были собаки. Если считать непрерывно, то с 1988 года.
- А как вы связались с собаками вообще? Когда это началось?
С детства. Ещё в раннем детстве. Всегда был рядом с собакой.
- Что сподвигло вас на общение с собаками?
Любовь. Любовь к собакам. И, вообще, ко всем животным. Из-за любви к животным и стал зоологом.
- У вас есть нелюбимое животное?
Нет.
- Совсем-совсем никого? Всех-всех, без исключения, любите?
Исключения есть. Некоторые “люди”.
- Люди? Животные?
Человек тоже животное. Homo sapiens.
- В лоб. Честно.
Как вы и хотели.
- Правильно ли то, что в России банхар живет в квартире?
В принципе, это порода, которая совершенно не подходит для квартирного содержания. Поэтому и у него так много пуха. Порода, которая в лютые морозы спит на природе, на улице, не взирая на зимний холод. Монголы никогда не держат банхара в клетках и вольерах, тем более в юртах – гэр. Собаку привязывают только тогда, когда в гости приходят незнакомые люди. Если хотите содержать в городе животное, которое живет в обширной степной местности, больше подойдет загородный или отдельный дом с забором и большим пространством. У Банхара постоянная потребность бегать и двигаться.
- А банхара в Монголии дрессируют?
У монголов не принята специальная подготовка, как у иностранцев. Интуиции банхара достаточно для его хозяина. Скотоводы приучают щенков к охоте и охране с малого возраста, и уже в 6-месячном возрасте щенки легко преодолевают большие расстояния. Монгольский банхар всему учится сам, у них хорошо развиты интуитивные качества. А тех собак, которые содержатся в городских условиях, следует дрессировать с раннего возраста. Но не ругать и не бить. Если почувствуют угрозу, то немедленно отреагируют.
- И в конце, самая главная особенность и отличие банхара?
Главная особенность банхара – идеальная приспособленность к экстремальным погодным условиям Монголии. Это и есть главное отличие. Несмотря на большие размеры, он легок и быстр. И в снег, и в песок, и в грязь, и в бурю банхары всегда сопровождают хозяев, присматривают за скотиной, и даже без конуры, в холодную зиму на в трескучем морозе выкапывают снег или навоз до земли, ложатся на вырытую лунку или лежбинку, рожают щенков и свернувшись клубком, греют их. Самое главное, чуткий, надежный сторож.
- Благодарю за интервью и удачи вам.
Jackie Max, 12.2022 г.Улаанбаатар, Монголия специально для ресурса Банхар.Инфо